Есть ли спасение от пробок на дорогах? 

Все, возможно, могло быть иначе,
Если б не эти ужасные пробки...
Земфира


Пробки, пробки... Каждую субботу - на выезде из города. Каждое воскресенье - на въезде в столицу. Всем куда-то надо, все куда-то стремятся... А еще случаются ремонты дорог - которые имеют обыкновение начинаться внезапно. И аварии, которые могут возникнуть в самых непредвиденных местах. Дожди и большие лужи на дорогах могут стать причиной пробок летом. Зимой - снегопады могут вызвать сильное замедление движения. А порой пробки образуются буквально на ровном месте: только что шоссе ехало - и вот уже все ползут еле-еле, а через пару километров начинают ехать опять.

В общем, что говорить, пробки - явление частое, привычное.

И в эти самые пробки периодически попадают экскурсионные автобусы, везущие вас на туры «Магазина путешествий». При этом автобусам в пробках двигаться непросто: они не такие юркие и маневренные, как легковушки. Они не могут съехать с трассы, чтобы объехать часть пробки по деревенской улочке. Они не объезжают пробки по обочинам, как это делают многие джипы. Они терпеливо движутся в потоке машин с той скоростью, с которой едет этот поток.

Автомобильная пробка

Да, бывает, что это приводит к задержкам на маршруте. Да, случается, что из-за пробок туристы не успевают посмотреть какие-то объекты, запланированные в программе. И да, бывает, что после дальних поездок туристы добираются до Москвы после закрытия метро. Мы не можем давать ложных обещаний, и поэтому всегда честно предупреждаем туристов: возвращение в Москву - в зависимости от транспортной ситуации.

На самом деле, не так страшен черт. В большинстве случаев, не в праздничные даты, пробки хоть и бывают, но не оказывают критичного влияния на программу тура: все элементы программы выполняются, возвращение в Москву происходит в разумное время, в хронометраж экскурсии мы закладываем дополнительное время на возможные пробки - и все проходит гладко.

Но и на пиковые даты мы разрабатываем различные варианты действий.

Нашей «борьбе с пробками» уже много лет. Чего мы только ни перепробовали. И что нам только ни предлагали туристы: и выезжать в 5 утра, когда дороги пустые, и отправляться на экскурсии на электричках, и искать объездные пути…

Поверьте, мы тоже знаем много способов избежать пробок, но наш опыт показывает, что для туристических групп почти все они неприемлемы.

Первое, что нужно помнить, отправляясь на экскурсию: в большинстве случаев совсем избежать пробок не удастся. Будьте к ним готовы, пожалуйста! А помимо «плановых» пробок, к которым все уже привыкли, случаются ДТП, ремонты дорог и прочие неприятности, предугадать которые невозможно. Бывало, что из-за «глухих» пробок мы разворачивали автобусы на полпути к месту назначения и полностью возвращали туристам деньги за экскурсии – это редчайшие случаи, но и такое в нашей практике случалось.

Авто пробка

Итак, по порядку. Наши водители ездят по заранее определенным маршрутам и в основном по крупным автодорогам. В некоторых случаях есть несколько вариантов дороги к месту назначения – тогда водитель сам может выбрать более подходящий путь. В некоторых случаях основная дорога одна, и вариантов объезда может не быть. И, кстати, далеко не каждый гид согласится изменить маршрут следования? Знаете, почему? Потому что, к примеру, едете вы в Вышний Волочек, и гид рассказывает про Солнечногорск, Клин, Тверь, Торжок и другие населенные пункты по Ленинградскому шоссе, связывая свое повествование в единый рассказ. Не все гиды «универсальны» - кто-то может превосходно знать одно направление и совершенно не знать путевую информацию по соседним трассам. Итак, гид готовился рассказывать о Клине и Солнечногорске, о том, как по этой дороге из Петербурга в Москву ездили царские особы, писатели, ученые и другие известные люди. Что они видели два-три века назад, где останавливались...
И вдруг - на Ленинградском шоссе пробка, и гид вынужден принимать сложное решение: объехать пробку по Пятницкому, Волоколамскому или Новорижскому шоссе, о которых, возможно, гид не знает никакой путевой информации, или же продолжать двигаться медленно по заранее продуманному маршруту, рассказывая туристам то, что знает уже не один год и может говорить увлекательно и долго. (Причем по некоторым шоссе - по тому же Пятницкому - рассказывать практически не о чем, большей частью там идут деревни и новые коттеджные поселки...).
Выбор - за гидом, на экскурсии главный он.

Как только автобус встает в пробку, среди туристов нередко находятся советчики, которые знают более короткую и более свободную дорогу и обещают ее водителю показать. Мы подобную самодеятельность не приветствуем: проселочные дороги не предназначены для такого большого транспорта, как 45-местные автобусы! Там, где вы без труда промчитесь на своей легковушке или джипе, автобус может застрять на несколько часов  или не проехать вообще – всем известно, что качество дорог в российской глубинке оставляет желать лучшего! Нам важнее довезти туристов до пункта назначения в целости и сохранности, а уложиться в строгие временные рамки мы не обещаем – это обещание из разряда фантастики.

Автобусная пробка

Плюс такой момент: допустим, автобус встал в пробку на каком-то шоссе, и тут нашелся советчик с навигатором, который подсаживается к водителю и начинает ему диктовать, куда двигаться. Допустим, водитель соглашается. Но - мы все знаем, что пробки в навигаторах не всегда отображаются корректно - вдруг автобус встает в глухую пробку и на этой, объездной дороге. Что тогда? «Советчик» обычно быстро самоустраняется и остается не при делах - группу-то везет не он! В игру вступают другие туристы со словами: «Да кто же вам разрешил сюда ехать, здесь еще хуже! Мы сейчас будем звонить в компанию и жаловаться, что водитель нас завез неизвестно куда!». Водитель нервничает, вместо того чтобы спокойно вести автобус. Гид успокаивает туристов, вместо того чтобы давать путевую информацию. Туристы ругаются и выражают недовольство.

Согласитесь, не лучший вариант отдыха?

Поэтому мы рекомендуем оставлять решения о выборе маршрута водителю и гиду. Туристов в автобусе - 45 человек. Какое бы решение ни принял водитель - он все равно не угодит всем, наверняка останутся люди с мнением, отличным от мнения водителя. И все-таки мы просим вас, дорогие туристы, не вмешиваться в ход экскурсии.

Почему мы выезжаем из Москвы в 7.30 – 9.00, а не в 5-6 часов утра, до пробок? Все просто: на наши туры едут люди с разных концов Москвы и Подмосковья. Порой они должны до места старта добираться на метро, автобусе, трамвае, электричке – мы должны это учитывать и выделять им время на дорогу к начальной точке нашего маршрута.

Пробка на дороге

Почему мы не организуем туры на электричках? Потому что, на наш взгляд, такая экскурсия теряет смысл: большинству туристов хочется сесть в Москве в автобус, положить туда вещи, снять верхнюю одежду, откинуть спинку кресла – и с комфортом ехать, слушая рассказ экскурсовода. Ехать до вокзала, затем в электричке, затем в местном автобусе, а обратно снова в электричке – «энтузиастов», готовых на такое, найдется крайне мало. Сразу сильно падает комфортность тура, а вот цена – как ни странно – останется на месте! Удивительно? Вовсе нет. Просто стоимость аренды транспорта в регионах выше, чем в Москве, а качество транспорта – ниже. Получается совершенно нерационально спланированная экскурсия, на которую если и будет спрос, то он будет просто мизерный.

Весьма распространенная жалоба туристов: «Мы простояли в пробке и из-за этого опоздали на метро, а вам безразлично!».

Поверьте: нам небезразлично. И мы как раз очень заинтересованы в том, чтобы провести все этапы программы по графику!

За каждую пробку мы платим, и немало. Здесь два вида расходов. Первый - за «перекат» автобуса – ведь транспортным компаниям все равно, задержался автобус из-за длительной экскурсии или из-за пробки на дороге, и если время использования автобуса увеличивается – увеличивается наша оплата. А второй - за перенос услуг на более позднее время, если автобус задержался в пробке по пути к месту назначения. Чтобы музейные работники не уходили домой, закрыв за собой дверь на замок. Чтобы сотрудники кафе организовали обед в более позднее время. Чтобы экскурсоводы, актеры или музыканты провели запланированную программу попозже, отодвинув какие-то личные дела. И даже - когда это возможно - чтобы теплоход сделал дополнительный рейс ради нашей опоздавшей группы. Да-да, за все эти задежрки часто приходится переплачивать и постоянно работать на телефоне, поддерживая связь с гидом и музеями, кафе и так далее.

Так что можете быть уверены: мы стараемся планировать маршрут так, чтобы туристы максимально увидели все самое интересное и побывали во всех запланированных объектах, при этом вернулись в Москву не за полночь.

С недавних пор в Москве появились круглосуточные маршруты общественного транспорта: автобусы, троллейбусы и трамваи позволяют добраться из одного конца города до другого без существенных затрат. Вполне возможно, что этот транспорт станет хорошим подспорьем для тех туристов, которые опоздали на метро.

Туры на электричке - большой вопрос

Еще раз хочется сказать: тривиальные пятницы, субботы и воскресения, когда пробки привычны и предсказуемы, - это обычно не проблема. Мы учитываем наличие пробок и закладываем на них дополнительное время. Поэтому не бойтесь, отправляйтесь на экскурсии.
Когда на дорогах случаются транспортные коллапсы - тут уж туго приходится всем участникам дорожного движения. Рекомендуем брать с собой в автобус перекусы и бутылочку воды или термос с чаем. Детям - какие-либо игры в дорогу, плеер с аудиосказками, возможно, планшет с мультфильмами. Именно на случай долгой дороги.

Если же автобус прибудет в Москву после закрытия метро, то вы сможете воспользоваться общественным транспортом, который теперь ходит по столице и ночью.

Наши водители стараются довезти Вас до места назначения быстро и безопасно, и мы получаем множество положительных откликов о работе водителей автобусов. При этом мы очень надеемся на Ваше понимание того, что транспортная ситуация - это то, что находится вне зоны нашего контроля. Как мы не можем повлиять на погоду за окном, так мы не можем повлиять на количество машин на дорогах. Экскурсий на автобусах с мигалками в нашем ассортименте пока что нет, равно как и туров на вертолетах.
Но кто знает, кто знает...

НАША РАССЫЛКА
• Первыми узнавать о новых турах • Получать специальные предложения • Участвовать в акциях и конкурсах