Ждать или не ждать – вот в чем вопрос… 

Этот вопрос для всех гидов и сопровождающих групп – посложнее гамлетовского «быть или не быть».

Будет ли ждать опаздывающих туристов чартерный рейс? Будет ли ждать опаздывающих круизный лайнер? Будет ли ждать экскурсионный автобус? Этими вопросами полны туристические форумы! И если в случае с поездами, самолетами и кораблями туристам, как правило, очевиден ответ  - ни один из этих видов транспорта ждать опоздавших не будет, то в случае с туристическим автобусом все не так однозначно… И почему-то некоторые  туристы уверены: автобус – не самолет, может и задержаться…

 «Пожиратели времени», «опаздуны», «хронофаги», «темпофаги» - как только ни называют вечно опаздывающих людей! И ведь правда: бывает, что в группе находятся туристы, которые уверены, что без них не уедут, и позволяют себе приходить позже намеченного срока, когда уже вся группа собралась и готова двигаться дальше по маршруту.

Есть ярые борцы с опозданиями, которые утверждают: стоит один раз уехать, не дожидаясь опоздавших, – и дисциплина в группе будет идеальной! Но все же гиды и сопровождающие, как правило, по-человечески жалеют тех, кто задержался, и ждут, ждут, ждут… Группа расстраивается и чувствует попустительское отношение, в следующий раз появляются новые опоздавшие (все равно же подождут, чего торопиться!), а потом появляются жалобы, что какую-то часть маршрута не успели осмотреть или опоздали к строго намеченному времени…

ждать ли опоздавших на экскурсию?

Что же делать с опоздавшими?

В европейских турах этот вопрос решен давно и очень просто: при первой же встрече с туристами сопровождающий или гид предупреждает: ждать никого не будем, опаздывающие догоняют на такси.

Политика «Магазина путешествий», как и большинства туристических компаний, организующих экскурсии, такова. Опоздание туриста сбивает все расписание экскурсии. Туристы, пришедшие к месту сбора группы вовремя, вовсе не обязаны дожидаться непунктуальных товарищей. Поэтому опаздывающих по любым причинам мы имеем право не ждать – опоздавшие догоняют группу самостоятельно и за свой счет.

Конечно, экскурсовод или сопровождающий на месте может принять и другое решение. Он находится с группой и учитывает разные обстоятельства: опаздывал ли данный турист ранее, взрослый турист опаздывает или он с ребенком, есть ли у группы запас времени до следующей экскурсии, можно ли во время ожидания рассказать группе какую-либо путевую информацию – и много других факторов. Окончательное решение, ждать или не ждать, всегда остается за экскурсоводом. Но в любом случае, повторим: дожидаться, искать, звонить – не обязанность экскурсовода.

экскурсионная группа

Кроме того, важно учитывать – особенно в праздничные дни и летом, в дачный сезон – что чем раньше автобус будет выезжать из Москвы, тем меньше пробок он «соберет» по дороге. Всего лишь 10-минутное ожидание в пункте назначения может обернуться двухчасовой пробкой на выезде из города! Время выезда рассчитано так, чтобы дорога по возможности была свободной, и любое промедление на старте может сбить весь продуманный маршрут.

Отправляясь на организованную экскурсию, важно помнить о таких правилах.

  1. Экскурсовод имеет право уехать точно в назначенное время, не дожидаясь опаздывающих туристов!
  2. Прийти к началу экскурсии нужно строго к указанному в путевке времени сбора (а не ко времени отправления), неявка к началу тура означает отказ туриста от экскурсии.
  3. На остановках, когда туристам дается свободное время, необходимо приходить к месту сбора группы за 5 минут до времени отправления, которое назвал экскурсовод. Не заставляйте всю группу себя ждать!
  4. Всегда берите с собой мобильный телефон, документы, деньги, туристическую путевку. В этом случае вы сможете  быстро связаться с дежурным менеджером и догнать группу на следующей остановке.

Желаем вам удачных путешествий и пунктуальных соседей по автобусу! 

НАША РАССЫЛКА
• Первыми узнавать о новых турах • Получать специальные предложения • Участвовать в акциях и конкурсах