Экскурсии в Палех из Москвы

Палех

Жизнь в Палехе неторопливая и размеренная. Сюда стоит приехать хотя бы для того, чтобы отдохнуть от сутолоки и смога большого города. Но не только тишиной знамениты эти места – по всему миру идет слава о палехской росписи. Поэтому на экскурсиях в Палеху стоит обязательно побывать. А мы расскажем, что посмотреть из достопримечательностей Палеха за один день.

Канула в лету дата основания села Палех. Летописи впервые упомянули о нем в XVII веке, но есть версии о том, что поселение здесь существовало с XIII века. В русскую глушь люди бежали от Золотой Орды, и палехские земли хорошо подходили для полузатворнической жизни – нехоженые дороги и глухие леса служили препятствием для врагов. Этот неизведанный доселе край для жизни выбрали князья Палецкие.

Что уносят с собой люди, спасаясь бегством? Самые дорогие сокровища. Для русских людей такими сокровищами были иконы. И в те времена широко распространились маленькие иконки, которые было так удобно взять с собой, прижав к сердцу. Иконопись была занесена и в село Палех.

Здесь жили крайне уединенной жизнью, и поэтому, вероятно, поселение не попало в летописи – ведь они, в основном, писались в монастырях, коих в этих краях попросту не было. Когда род Палецких прекратил существование, село Палех отошло в царскую казну.

К середине XVII века, когда летописи наконец упомянули о Палехе, оно было уже довольно большим селом, принадлежащим Ивану Бутурлину. О сельских размерах можно судить по тому факту, что в те годы здесь стояло два небольших храма – церковь Илии Пророка и церковь Воздвижения.

Село Палех становится центром иконописи. По данным церковных книг палехские династии иконописцев берут начало в XVII веке. Но ведь мастеров иконописного дела кто-то учил! А значит, святые образы писали здесь намного раньше указанных дат. В саму столицу приглашали местных умельцев для работы в царском дворе. Говорят, что отсюда людей увозили практически насильно – настолько Москва была заинтересована в палехских мастерах.

В чем же секрет палехской росписи по дереву и иконописи?

Местные мастера не работали «на поток». Село Палех стояло вдали от торговых трактов, и никто в нем не работал ради денег. Работали ради сердца и души. До начала XIX века иконописью в Палехе занимались «по-семейному», в свободное время, которого у крестьян было не так и много. 600 жителей села были иконописцами не по образованию, а по призванию.

Иконы писались долго и ценились очень высоко. Истинных умельцев отправляли в «командировки» - и крепостное право отнюдь не мешало этому. Палешане были на голову выше обычных крестьян благодаря возможности подолгу жить в разных городах и набираться опыта и впечатлений. Две палехские иконы были подарены Гёте, который живо интересовался местными мастерами (представляете, насколько широко были известны работы, раз о них узнали за границей?).

В середине XIX века здесь наконец-то стали появляться мастерские. Палехская иконопись перестала быть семейным делом и превратилась в промышленное производство, к счастью, не потеряв при этом качества. С однодневными турами в поселок приезжают для того, чтобы посмотреть на процесс работы. И частенько увозят миниатюры Палеха с собой.

Со временем мастера палехской росписи стали перебираться в большие города и открывать мастерские и там. Палешане работали даже в Грановитой палате и Благовещенском Соборе Московского Кремля. Там они занимались не только иконописью – ведь стенная палехская роспись тоже не знала себе равных. Силами палешан была осуществлена реставрация Ипатьевского монастыря в Костроме в 1912 году.

Революция 1917 году поставила крест на иконописи – теперь этот вид искусства был никому не нужен. На первое место выходит палехская роспись. Расписываются игрушки, посуда, мебель… Палехская шкатулка становится весьма популярной. Но такого успеха, который принесла селу иконопись, уже нет.

Однако Бог не отвернулся от Палеха окончательно. В 1922 году русский художник-миниатюрист Иван Голиков заинтересовался увиденной палехской шкатулкой из папье-маше и решил попробовать свои силы в этом виде искусства. Так появилась первая лаковая миниатюра «Адам в раю», написанная золотом и серебром. Голиков привлекает к работе бывших иконописцев и…

В 1923 году палехская роспись удостоилась диплома первой степени на Всероссийской сельскохозяйственной выставке. В 1924 году работы получили признание в Венеции, в 1925 году – в Париже. Затем последовали Вена, Берлин и Милан. Голиков, считающийся основателем палехской росписи, расписывал лакированные изделия – от больших ларей до крошечных шкатулочек. Он самолично написал миниатюры для «Слова о полку Игореве», вышедшего в 1934 году, и в 1935 году получил звание Заслуженного деятеля искусств.

Миниатюры Палеха принесли палешанам успех гораздо больший, нежели иконопись. В сюжетах палехской росписи сказка переплетается с реальностью. Здесь и Пушкин, и Лермонтов с Горьким, и даже красноармейцы. Хочется упомянуть, что Горький называл палехскую роспись «чудом, рожденным революцией». И впрямь с трудом верится, что эти нереально-красивые сокровища (а другого слова к ним не подобрать) создавались в одни из самых тяжелых для страны лет. В те годы, когда люди работали не «на красоту», а «за идею». В миниатюрах Палеха нет коллективности, в них – индивидуальность каждого мастера, его видение обычного сквозь призму волшебства.

После Второй мировой войны умельцы-волшебники занимались реставрацией Успенского собора в Московском Кремле и восстанавливали дворец Монплезир в Петродворце.

Самое обычное село Палех теперь известно всем без исключения. Итак, какие туристы обычно посещают в ходе экскурсий в Палех?

В 1968 году в Палехе был открыт дом-музей И.И. Голикова – отца палехской живописи. Музей находится в центре поселка, в деревянном доме с резным крыльцом. Дом сохранен таким, каким был построен в 1928 году, из нового в его внешнем облике – лишь мемориальная доска.

Если вы решите поехать на выходные в Палех, вам покажут личные вещи художника, расскажут о его семье (знаете ли вы, что сыновья пошли по стопам отца?) и подробно расскажут о создании палехской артели.

Главная православная достопримечательность Палеха – Крестовоздвиженская церковь. Она была построена в 1774 году и расписана местными умельцами. В храме поистине необыкновенные фрески. Они яркие и как будто живые. Церковь поражает высотой сводов и пространством, не характерным для сельских храмов.

Музей лаковой миниатюры Палеха без всяких сомнений не оставит равнодушным никого.

Знаете, для чего любому из нас стоит отправиться с экскурсионным туром в Палех? Для того чтобы поразиться умению и трудолюбию соотечественников, которые даже в тяжелые советские годы умели творить чудеса. Для того чтобы убедиться: во все времена можно найти применение своему таланту, будь это революции, войны или годы застоя. И, конечно же, для того чтобы увезти с собой на память миниатюры Палеха.

Расстояние до Палеха из Москвы – около 350 километров. Не так уж и далеко, поэтому туры в Ивановскую область обычно проводятся на автобусе. К тому же все городки региона находятся недалеко друг от друга. Например, популярны экскурсии в Палех, Шую и Иваново, а также туры в Палех с посещением Плёса. Однозначно советуем вам присмотреться к этому направлению!

НАЙТИ
Наличие мест:
1
Места есть, гарантированно
2
Нужно уточнить наличие мест
3
Мест нет
Только с гарантированным наличием мест
Пожалуйста, подождите, мы загружаем лучшие предложения для Вас.
Загрузка программы...
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено. Попробуйте изменить параметры запроса.
Нет времени искать тур?
Подберем бесплатно специально для Вас
Подберите мне тур